Никульшина В.В.,
педагог-психолог
Очень часто родители дошкольников подготовительных групп задают вопрос педагогам, психологам, логопедам, воспитателям: «Как подготовить ребенка к школе, урокам, новым людям и, конечно, новым правилам». О том, каким должен быть современный первоклассник в современной школе мы сегодня и поговорим.
И в первую коснёмся развития универсальных гибких навыков (Soft skills), которые помогут ребенку быть успешным, независимо от того, какую профессию он выберет в будущем. Это та база, на которой строится будущее ребенка и его эффективность во всем: от учебы и работы до личных отношений. К ним относится умение концентрироваться, общаться, грамотно распределять время и другие.
Мы, взрослые, понимаем важность жизненных навыков, но в суете повседневных проблем развитие этих навыков уходит на второй план. Однако не стоит забывать, что вы, в первую очередь, родители для ребёнка, а не школьные учителя. Именно вы должны обращать внимание на личностные качества ребенка, а не на средний балл, который не поможет найти друзей или построить гармоничные отношения.
А теперь подробнее расскажем о каждом навыке.
Умение концентрироваться и внимательность
Это базовый навык, на котором строятся все остальные.
Сегодня вокруг нас очень много информации. Мы глотаем ее, не глядя. И дети повторяют за нами. Между тем, жизнь в постоянном информационном шуме вредит развитию ребенка. Чтобы запоминать новое, необходимо для начала развить способность концентрироваться и сохранять внимание. Без этого невозможно учиться и достигать успехов.
Для развития этого навыка можно использовать самые разные упражнения, например, проводить минуты тишины (ребенку предлагают на минуту сосредоточиться на определенном предмете), искать в комнате предметы определенного цвета (формы), искать в тексте слова, которые начинаются на определенную букву и т.д.
Попробуйте разные задания на сосредоточение, сравнение: найди 5-10 отличий, что изменилось, отыщи на картинке 5 животных, где они спрятались. Помогут и настольные игры, например, «Дубль», где нужно быстро найти пару картинок.
Коммуникативные навыки и работа в команде
Первое, чему вы должны научить своего ребенка, обозначать эмоции словами. Даже самые маленькие дети нуждаются в этом. Когда вы говорите малышу: «Я знаю, тебе грустно», вы даете ему понять, что он понят и теперь он знает, как назвать то, что он испытывает.
По данным исследований, обозначение эмоции обладает успокаивающим действием на нервную систему и помогает детям быстрее восстановиться после неприятных инцидентов.
В тот момент, когда мы говорим об эмоции, подключается левая доля мозга, где находятся центры языка и логики, что помогает нам сосредоточиться и успокоиться.
Учите детей описывать свои чувства, помогайте им подбирать правильные слова. Разговариваем с ребёнком по прочитанной книге и спрашиваем: «Он какой?» – Хороший, добрый, умный, злой, ленивый, и т.д. Заем это делать — описывать человека? Если мы понимаем, какой у человека характер, мы можем лучше прогнозировать его поведение.
Ещё вопрос: «Что он делает?» - Спасает, строит, мирит, крадет, обманывает и т.д. Последний вопрос: «Зачем он это делает?» - чтобы помочь, чтобы стать богаче, чтобы стать лучше, чтобы спасти и т. д. Именно понимание мотивов позволяет расшифровать поведение человека и его намерения, справиться с конфликтными ситуациями.
Осуществляем перенос полученных знаний на собственное поведение: Что ты сейчас хочешь? Зачем тебе это? Что будет, если ты это сделаешь? Что ты чувствуешь? Ты злишься?
Помните: высказанная эмоция переживается гораздо легче.
Способность понимать эмоции и намерения другого человека называется эмпатией. Развивая эмпатию, вы будете развивать у ребёнка социальный интеллект и таким образом способствовать развитию коммуникативных навыков
Умение управлять временем и самоорганизация
Навык самоорганизации и умение распределять время пригодятся абсолютно в любой области. Их стоит развивать с детства. Для этого существует много практик и полезных методик, больше удовольствия от жизни. Вот одно из них.
Правило двух минут
Правило двух минут гласит: если действие требует меньше двух минут, его нужно выполнить сейчас же. Избавься от него и выброси из головы! К двухминутным задачам можно отнести такие быстрые действия, как сдать домашнюю работу, ответить на сообщение и т. д. Если не разобраться с ними сразу, они накопятся и будут тебя тормозить. Выполнение двухминутных действий — простой способ уменьшить объем работы и освободить пространство.
Каждой вещи-своё место.
После завершения какого-либо действия, положи вещь на место.
Научите ребёнка терпению и соблюдению дисциплины.
Учите не перебивать говорящего, даже если очень хочется сказать. Поговорите с ребёнком, спросите, как ему больше нравится: когда его внимательно слушают или перебивают? Да, «перебивательные разговоры» никому не нравятся. Значит, нужны другие. Как бы он их назвал? Внимательные, терпеливые, поочерёдные? Проиграйте друг с другом или на игрушках одни и другие разговоры. Какие вам больше нравятся? Так ребёнку будет проще понимать, к чему стремиться, какие разговоры будете тренировать.
Учите принимать ситуацию, даже если она не нравится. Например, что спрашивать учитель будет не только одного ученика, а всех по очереди. Что перемены подходят к концу и перекусить можно только на них. Это очень сложно – принимать такое положение вещей, останавливать свои желания. Отнеситесь с сочувствием к тому, что не всегда получается так, как хочется.
Подумайте, а есть ли в жизни вашей семьи правила? Если есть, то школьные тоже будет проще принимать. Какие правила могут быть дома? Когда кто-то отдыхает - не шуметь. Есть за столом, а не ходить с булкой по дому. Рисовать красками только в определённом месте. И многие другие, у каждой семьи свои, нет списка «хороших правил семьи».
Бытовые навыки
Заранее прокачайте не скорость чтения и устного счета, а все важные бытовые навыки: умение застегивать пуговицы и завязывать шнурки, аккуратно есть, пользоваться общественным туалетом (да, это тоже важно) и способность обратиться за помощью к незнакомому взрослому, если вдруг отстал от класса.
Не надо убирать рюкзак на самую дальнюю полку «Это к школе!». Да выдайте вы ребёнку портфель хотя бы за неделю до — пусть ходит с ним по дому и рисует новыми карандашами. Не сточит он их за неделю, честное слово!
И форму, и рюкзак, и обувь с бантиками выбирайте вместе с ребёнком. Обсуждайте, показывайте варианты, давайте ему право высказывать мнение и выбирать. Все вещи, которые его ждут, он должен увидеть не утром первого сентября, а заранее. И снова есть смысл походить в этом по квартире — хотя бы школьные туфли чуть разносить, чтобы не было неприятных сюрпризов в первый день в школе.
Будущим первоклассникам уже сейчас стоит прививать бытовые привычки. Важно мыть руки, следить за одеждой, пить из разных бутылок, не есть одно яблоко на двоих и т.д. Расскажите своим детям о гигиене, об опасностях ее несоблюдения. Пусть ребенок тренируется самостоятельно мыть руки после улицы, следить за одеждой, аккуратно относиться к вещам, уметь собирать портфель в школу. Научите их убирать за собой посуду со стола, и тогда ваш ребёнок избежит многих проблем в столовой. Научите его убирать свои игрушки на место, аккуратно складывать их в ящик или на полку, и тогда не него не будет проблем с подготовкой к новому уроку в школе. Научите малыша раздеваться, складывать свои вещи аккуратно на стул и потом так же аккуратно одеваться, и тогда у него не будет проблем с переодеванием на урок физкультуры.
Уважаемые родители! Формируйте у детей положительное отношение к школе. Говорите о том, чему хорошему он там научиться, сколько новых друзей приобретёт, каким станет успешным. Не запугивайте ребёнка «грозным учителем», страхом «плохой отметки», негативным будущим. И тогда у вашего ребёнка сформируется положительная самооценка себя, близких и окружающего мира